Светлана Сененко (turtle_t) wrote in emiggo,
Светлана Сененко
turtle_t
emiggo

Categories:

Литературно-феминистского просвещения пост

Нижеследующее – развернутый ответ на просьбу привести примеры, когда женщины-авторы интересно и убедительно показывают внутренний мир героев-мужчин. Список мой разумеется не только не полный, но и не всеохватный в плане жанров, стилей, поколений и всякого такого. Основан он главным образом на личном чтении.

Подбирать было трудно – уж очень этого добра много, даже не знаешь, на что глаз положить. Поэтому я решила пойти по облегчённому пути и выбрать из личного списка только те книжки, что получили одобрение свыше. Ну, там премии какие-нибудь или хотя бы статус международного бестселлера. И жёстко ограничить себя числом: не более десятка на первый раз – а то ведь не закончу никогда.

Поскольку список личный, то в нём перекос в сторону англоязычной литературы, хотя уверена, что и на других языках примеров можно найти не меньше.

За первым примером далеко ходить не надо – он недавний и довольно громкий. Я имею в виду, конечно же, «Волчий Зал» и «Внесите тела» авторства дважды лауреатки Букеровской премии Хилари Мантел – как раз за эти две книжки, составляющие колоссальную историческую дилогию про Кромвеля. Там еще Анна Болейн крутится, особенно во второй книжке, и другие женщины, но главный герой именно он – знаменитый злодей Томас Кромвель.

Кто только про Кромвеля не писал! Зачем ещё? А вот именно затем, что никто из авторов-предшественников, коими были сплошь мужчины, не показали Кромвеля живым человеком со всеми вытекающими. Мантел фигурально влезла ему в голову и рассказала нам изнутри, как Кромвель выживал, продирался наверх, с кем дружил и враждовал, от кого зависел, каким он был семьянином, какие у него были чувства, резоны и расклады.

Рядом с Кромвелем там куча другого народу и большинство из них тоже мужчины, и они тоже живые, многомерные и интересные. Впрочем, это же касается и не столь многочисленных женщин, которые у Мантел не просто функции или архетипы (мать, жена, любовница, стерва...), как оно чаще всего бывает у авторов-мужчин (особенно старорежимных; многие современные уже пытаются видеть в женщинах людей; правда, тех, что пишут при этом по-русски, я не знаю), а тоже живые и сложные люди – даже если они сами по себе и не очень глубокие личности.

В качестве примера номер два для контрасту приведу не историческую, а достаточно современную и совсем не героическую личность – центральную фигуру романа Энни Пру «Корабельные новости» – The Shipping News by Annie Proulx (только не путать с фильмом! он и рядом не стоял, хотя – или потому что, это уж как кому – Халльстрём). Этот чувак, что называется, слабак, неудачник, тютя-матютя, рохля. И вот авторица нам показывает, как эта рохля постепенно выкарабкивается из своего слизнякового состояния, на какие свои врождённые черты он при этом опирается, и как ему в этом деле помогают довольно неожиданные люди и обстоятельства.

У той же Энни Пру есть трилогия сборников коротких текстов под бесхитростным названием «Вайомингские рассказы», куда вошёл и самый знаменитый из всех, ею написанных: та самая «Горбатая гора», по которой тоже кино сняли, причём, оскароносное. Как известно из фильма, в героях там два мужика, а история сама – про их любовь, и что из этого вышло. Очень рекомнедую именно книжку (кина не смотрела) – сильная она, и сильна как раз характерами героев, их динамикой и химией, так сказать.

Пример номер три – долгожданный урод (была такая заявка, что женщины-авторы изображают мужчин-героев всего двух типов: или уроды или влажные фантазии; на что я заметила, что уроды бывают разными, и их нельзя исключать из рассмотрения). Персонаж из «Частной жизни», романа авторства Джейн Смайли (Private Life by Jane Smiley). Это тоже можно сказать исторический роман, но особенный – не про выдающуюся личность, а по мотивам личности семейной (у Смайли был такой предок). Там главную героиню угораздило выйти замуж за чувака, который типа конкурирует с Эйнштейном. Глазами жены, которая и сама по себе растёт и развивается, мы видим, как раскручивается характер героя – от чудаковатого и одержимого ученого, ставшего широко известным в узких кругах, через упёртого фальсификатора и доносчика до городского сумасшедшего.

Теперь ради разбавления атмосферы приведу пример книжки не очень серьёзной, но симпатичной. Это я про «Краткую историю тракторов по-украински» Марины Левицкой и про образ отца рассказчицы – автора этой самой истории тракторов. Его нельзя назвать главным героем – в этой книжке вообще нету главных, она калейдоскопичная, тем и хороша. Но он замечательный. Нелепый и смешной в своей «невовремя» любви к роскошной украинской нелегалке, он отнюдь не шарж и не пародия, просто он сам обманываться рад – очень по-тютчевски. Но эпоха-то другая, и история получается уже совсем другой.

Вернемся к серьезной и даже мрачной литературе. Фланнери О'Коннор. Её жанр – длинные рассказы. Написала она мало, читать её трудно, да и чуть ли не все у неё уроды, и мужчины и женщины. Но зато какие живописные уроды! Самый яркий и запоминающийся ИМХО – чувак, который вернулся к матери на ферму типа умирать. Это я про рассказ The Enduring Chill (не знаю, как его перевели, и перевели ли вообще).Там такие детали – я уже и рассказ забыла, а отдельные сцены помню, как будто видела их вживую. А главное – каким выпуклым и узнаваемым получился этот вьюнош, страдающий от не слишком большого ума в сочетании с большими претензиями, и жалко его, и гадко от него, и смешно местами.

Ну, и раз уже меня вынесло из нашей современности в доисторические времена, шагну ещё дальше вглубь веков и вспомню классическое исследование характера юноши в исканиях, сделанное женской рукой: Уилла Кэсер (Willa Cather), рассказ Paul's Case: A Study in Temperament. Русского названия не знаю, наверняка его не переводили. Это такие себе страдания американского юного Вертера начала 20-го века.

Интересно, что Пулитцеровскую премию она получила за военную книжку (One of Ours), главный герой которой – молодой американский фермер, погибший на первой мировой. Я её, правда, не читала, но подозреваю, что вряд ли к этому образу приложимо определение либо урод, либо влажная фантазия авторицы.

С этой самой Уиллой Кэсер вообще история интересная – она буквально пыталась стать мужчиной, насколько это было возможно в её время и в её среде. Назвалась Уильямом, носила мужскую одежду... Хотя наверное всё-таки она не была трансгенедром в современном смысле слова. Как я понимаю (могу ошибаться), перевоплощение в мужчину было для неё путём и условием для самореализации. Женщины ж в её время и в её среде реализовывались исключительно в семье, а ей нужны были социум и творчество. А родись она на век или даже полвека позже – и пожалуйста: будь женщиной и твори, что и сколько хочешь. Ну, почти.

Раз мы заговорили про войну, то как же не упомянуть Пэт Баркер и её потрясающие романы про Первую мировую и вокруг неё. Самые знаменитые и признанные – трилогия Regeneration. У Аввы есть хорошая рецензия на первую из них: Pat Barker, Regeneration. Из неё сразу ясно, что там за герои, и какого они пола.

Мне лично больше нравится её внесерийная книжка Life Class – неверное, потому что там есть важная героиня-женщина. Я бы сказала, что особенная сила Пэт Баркер в том, что она умеет показывать героев-мужчин так, что они меня тоже трогают и убеждают, вынуждают интересоваться ими – даже несмотря на то, что занимаются таким неестественным, ужасным и ненужным делом, как война.

Ешё одна британка, пишущая исторические кирпичи, но уже не только про войну, а больше всё-таки про мир, хотя он у неё тоже не очень мирный и уютный. Антония Сьюзен Байетт. Она пишет, как и положено писать романистам: и о мужчинах, и о женщинах, и об их отношениях. У нас она относительно хорошо известна, так что мне наверное не нужно подчёркивать, что она умеет изображать не только свои влажные фантазии.

Разбавим печальные и серьёзные темы сказкой: Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». Кто будет сомневаться в том, что главные герои этой чудесной во всех смыслах книжки являются мужчинами? И очень разными притом. Про неё у нас много писали и восхищались по-всякому, так что я особенно останавливаться на ней и её героях не буду. Разве что посоветую прочитать, если не читали. Уж на что фантастика не мой жанр, но то, как и о чем пишет Кларк – гораздо больше и круче, чем просто симпатичная сказка для взрослых.

Ну, а последним, десятым номером нашей программы будет еще одна культовая писательница, Донна Тарт. За сорок лет писательской карьеры у неё вышло всего три книжки – три толстых романа. Два крайних (первый и последний) – с главными героями-мальчиками, а средняя книжка про героиню-девочку. Уж и не знаю, почему, но мальчиковые книжки удаются ей больше. Последнюю особенно рекомендую. Там мальчиков и мужчин немало, и все они хороши – не в смысле пай, а в смысле, интересны и цепляющи.

И чисто чтобы не сложилось впечатление, что мужчин можно найти только в больших книгах, и что женщины могут писать о них только подробно и монументально. Американка Лидия Дэвис, которую я нежно люблю, пишет не просто рассказы, а литературные миниатюры – тонкие, глубокие, импрессионистские и философские. Один из самых её известных крохотных текстов – Break It Down. Его именем сборник называется. Это довольно сбивчивый внутренний монолог молодого мужчины, только что вернувшегося из поездки. Он как бы подводит баланс: что потратил, что получил... Горстка слов – и ты вдруг понимаешь этого незнакомого юношу, сочувствуешь ему, как родному, переживаешь за него – хотя в реальной жизни нам вряд ли удастся понять и даже услышать друг друга. Такая вот прелесть эта литература.

Убедила, нет?

Как искать такие и другие стоящие книжки авторства женщин? Ну, можно, например, проверять списки на премии Оранж, Букера, Пулитцера и прочее в том же роде. Сейчас там женщин стало много. А ещё можно записаться в сообщество Книги, рекомендуемые феминистками. Мы плохого не посоветуем.

PS На всякий случай. Несмотря на то, что я старалась дать развёрнутую и разнообразную картину, очевидно, что мой выбор не может быть принят и одобрен всеми. Люди разные и вкусы разные. Вот только всерьёз утверждать, что их нет вообще – это просто расписываться в своей недостаточной начитанности, ни больше ни меньше.
Tags: # изба-читальня, # сексизм и феминизм, о высоком, чтение как спасение от альцгеймера, я к вам пришла с букетом хуев
Subscribe

  • Меня бесит.

    А вот что вы думаете по поводу такого текста, ласточки? Это пишет практикующий психолог. В том числе онлайн.…

  • Граждане, товарищи...

    Вчера разговаривала со своей канадской подругой, она поделилась радостью, что племянница с мужем успешно сдали экзамен по языку для получения…

  • про голландские традиции и расовые предрассудки

    Van для ЖЖ В ноябре Голландия - как и каждый год - готовится к встрече Синтер-Клааса. Это такая праздничная игра для детей, в которую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Меня бесит.

    А вот что вы думаете по поводу такого текста, ласточки? Это пишет практикующий психолог. В том числе онлайн.…

  • Граждане, товарищи...

    Вчера разговаривала со своей канадской подругой, она поделилась радостью, что племянница с мужем успешно сдали экзамен по языку для получения…

  • про голландские традиции и расовые предрассудки

    Van для ЖЖ В ноябре Голландия - как и каждый год - готовится к встрече Синтер-Клааса. Это такая праздничная игра для детей, в которую…